Опубликовано: 02.09.2018
На машинах с инжекторным двигателем разных датчиков побольше, нежели на старых карбюраторных агрегатах и это понятно, ибо электроники инжектор использует больше, будучи сам электронным устройством подачи топлива. Но иногда случается, что и такой современный впрыск горючего может частично нарушиться по разным причинам, одной из которых бывает неверная оценка его подачи. Чтобы понять, что происходит и почему мотор стал активнее употреблять бензин, достаточно знать, как проверить датчик холостого хода (ДХХ) или, как его ещё называют, регулятор холостого хода (РХХ).
Для начала, давайте определим, где находится датчик холостого хода. Он установлен ДХХ всегда и неизменно рядом с датчиком положения дроссельной заслонки, который мы рассматривали в предыдущей статье, где, кстати, и упоминали о ДХХ. В принципе, вы не ошибётесь, если заглянете туда же. Он будет хорошо виден где-то возле тросика газа и достать до него руками, ничего не сдвигая и не снимая, очень легко. ДХХ крепится, как и ДПДЗ двумя болтами. Правда, на многих современных автомобилях, особенно на иномарках, его зачем-то рассверливают и эти болты немного притапливают, а сверху покрывают лаком.
Вероятно, это делается из каких-то эстетических соображений, но такое устройство крепления слегка затрудняет его съёмку. Видимо, иностранцы совсем не копаются в двигателях своих автомобилей и тупо отгоняют в сервис при любой мельчайшей проблеме, но русским гражданам гораздо проще сделать что-либо самостоятельно и тем самым сэкономить немного денег. К тому же, весь принцип работы ДХХ довольно таки прост и не требует познаний в высшей математике или ньютоновой физике. Такой регулятор представляет из себя высокоточный магнитный клапан, находящийся под управлением контроллера впрыска.
Как понятно из названия этого датчика, его работа видна, слышна и ощущается по стабильности оборотов автомобильного двигателя при нахождении машины без движения. Соответственно, если машина стоит с включённым мотором, но его обороты то ускоряются, то замедляются или автомобиль вовсе неожиданно глохнет - датчик холостого хода нуждается в срочной проверке. Совсем неприятно, когда двигатель глохнет во время движения, при переключении передачи на нейтральную и/или при выжимании педали сцепления. Такое поведение уже должно насторожить водителя и заставить скорее осмотреть ДХХ.
Причиной такого некрасивого поведения может стать даже рассыпание регулятора - такое тоже случается, когда он, например, совсем старый. Однако чаще всего плавающие обороты мотора появляются в холодное время года, когда дроссельная заслонка не полностью закрывается. Тем не менее, виновны в таком поведении датчика холостых оборотов производители, поскупившиеся на качественные расходные материалы при изготовлении. Заклёпки, которые удерживают корпус регулятора, на дешёвых бюджетных автомобилях делаются из дешёвого и низкосортного алюминия, и частенько рассыпаются.
Для начала поставьте свой автомобиль на ручной тормоз, а заодно и зафиксируйте его "башмаками", подложив под задние колёса. Затем открывайте капот и убедитесь, что регулятор вообще присутствует и не рассыпался, как было указано выше. Если датчик на месте, то его необходимо снять, открутив два крепёжных болта и сняв соединительные провода. Затем возьмите мультиметр, переключите его в работу с "напряжением-сопротивлением" и кинув один конец на двигатель, а другой на колодку проводов, идущих к ДХХ, замерьте напряжение, включив зажигание двигателя.
Нормальное рабочее напряжение должно находится на уровне 12 вольт. Если напряжение будет ниже этой цифры, то ваш аккумулятор подсел, а если вовсе отсутствует, то проблема во всём блоке управления и/или электроцепи. Если сопротивление остановится возле отметки 50 Ом, а с присоединением колодки с питанием выдвигается игла датчика, то всё с ним в порядке, но при отсутствии сопротивления и/или выдвижения иглы будьте уверены, что датчик холостого хода накрылся медным тазом и приказал всем долго жить. Тогда нужна либо его замена, либо, в умелых и знающих руках, чистка.