Опубликовано: 27.08.2018
Наименование нашей статьи несколько абстрактно, но более точно на наш взгляд сформулировать его вряд ли удастся. Все дело в том, что английские слова, которые переводятся как градиент вязкости по SAE из текста не выбросить, ведь именно иноязычная организация SAE (Society of Automotive Engineers) явилась своего рода законодателем для всех видов масел, выпускаемых и продаваемых на нашем сегодняшнем рынке.
Первоначально обратимся к возможным примерам надписей на канистрах с маслом, что бы наверняка понимать, о чем мы говорим.
Итак, вы можете встретить следующие варианты…("энергосберегающее" масло ("Energy Conserving" Oil)
Нас будут интересовать подчеркнутые цифры, именно о них мы и поговорим.
Если сказать очень кратко и емко, то это не более чем обозначение вязкости масла, а именно динамической для первого числа (если оно есть) и кинетической для второго. А вот подробнее об этом далее.Как мы уже сказали, первая цифра перед английской буквой W является динамической вязкостью, но при холодном запуске. То есть тогда, когда двигатель той же температуры, что и окружающая среда. Работы над этой характеристикой, которая теперь стала неотъемлемой частью маркировки масла, проводились еще в 1964 году, доктором компании Esso Дэ Сик Кимом, который, между прочим, проводил их у себя дома, можно сказать на кухне. Так скажем по собственной инициативе. А позднее, когда из этого вышло что-то прагматичное, его устройство даже прозвали "Kimometer", в честь изобретателя. Тем не менее, он тактично и скромно отказался от такого наименования прибора. Кстати тест этот называется не иначе как CCS (cold-cranking simulator) test.
Сегодня под этим тестом подразумеваются две характеристики. Первая это как раз возможность запуска холодного двигателя, а вторая это возможность всосать масло насосом, так называемая (pumpability). Если говорить предметно, то по спецификации J300 (SAE) сегодня в зависимости от этой маркировки установлены следующие показатели, приведенные в таблице.Automotive Lubricant Viscosity Grades Engine Oils – SAE J 300, Dec. 1999
SAE | Вязкость для низких темепартур
Low Temperature Viscosities |
Вязкость для высоких температур
High- Temperature Viscosities |
||
Обозначение
Viscosity Grade |
Холодный старт
Cranking (mPa.s) max at temp °C |
Всасывание насоса
Pumping (mPa.s) max at temp °C |
Кинематическая вязкость
Kinematic (mm2/s) at 100°C |
|
|
|
|
min | max |
0W | 6200 at -35 | 60 000 at -40 | 3.8 | — |
5W | 6600 at -30 | 60 000 at -35 | 3.8 | — |
10W | 7000 at -25 | 60 000 at -30 | 4.1 | — |
15W | 7000 at -20 | 60 000 at -25 | 5.6 | — |
20W | 9500 at -15 | 60 000 at -20 | 5.6 | — |
25W | 13 000 at -10 | 60 000 at -15 | 9.3 | — |
20 | — | — | 5.6 | <9.3 |
30 | — | — | 9.3 | <12.5 |
40 | — | — | 12.5 | <16.3 |
50 | — | — | 16.3 | <21.9 |
60 | — | — | 21.9 | <26.1 |
Здесь необходимо отметить тот фактор, что если масло не имеет маркировки с буквой W, то его не стоит применять для низких температур, оно для такого применения не рассчитано. Сама буква как раз и обозначает слово winter, то есть для применения в холодный сезон года. Для того чтобы вы наверняка убедились в том, что не стоит экономить на масле, заливать то что не предназначено для сезона, взгляните на следующее...
Очень наглядный пример, когда масло с высоким индексом от 5 и выше, заметно и сразу проигрывает маслу с индексом 0W. Не трудно представить, как тяжело будет стартеру и двигателю, в первые минуты запуска, когда столь вязкое масло будет протекать по каналам системы смазки.
Так скажем, это наглядный пример, почему на зиму надо заливать масло с низким индексом перед буквой W. Более подробно об этом в статье " Какое масло надо заливать на зиму ".Теперь о второй цифре, то есть о кинетической вязкости масла.
Итак, кинетической вязкостью, то есть второй или единственной цифрой маркировки на упаковке масла обозначается значение для протекания масла через калиброванное отверстие в единицу времени.
Этот показатель более важен для применения масла в теплый период года, то есть летом. Уменьшение вязкости при рабочей температуре масла, способно наиболее эффективно использовать мощность двигателя. В конечном счете чуть-чуть, но поднимется мощность, с ним КПД, экономичность. Более подробно о применении масла в теплый период года мы рассказали в статье " Какое масло лучше залить на лето ".
Здесь можно сделать два вывода. Первый это то, что чем ниже число до буквы W, тем легче будет двигателю прокрутить все его элементы и само масло при низкотемпературном (холодном) запуске, что очень актуально для холодных регионов. Идеально 0W.