Опубликовано: 28.08.2018
Выделенная полоса – чаще крайняя правая полоса, использующаяся для организации беспрепятственного движения маршрутного транспорта (автобусов, в том числе школьных, троллейбусов, такси) по городским дорогам общего пользования. Обозначается дорожными знаками, сплошной или пунктирной линией. Предназначена для упорядочивания движения общественного транспорта, увеличения пассажирооборота и снижения количества аварий с их участием. Способствует более быстрому перемещению маршрутного транспорта, избавляя его от простаивания в пробках.
Существует 6 вариантов дорожных знаков, с помощью которых обозначается полоса, специально выделенная под свободное движение общественного транспорта. Четыре из них парные, т.е. один указывает на начало, а второй – на завершение спецполосы.
На специальную дорожную полосу наносятся буквы «А», а граница (с левой стороны) представляет собой сплошную или прерывистую линию. В первом случае перестроение запрещено, а во втором – допускается выезд с целью остановки для посадки людей или поворота направо.
Правила дорожного движения разрешают владельцу личного автотранспортного средства выезжать на выделенную полосу для маршрутных такси, автобусов и троллейбусов в следующих случаях:
1. Для посадки-высадки пассажиров
Шофёр останавливается на специально выделенной полосе, чтобы взять или высадить пассажиров. Допускается краткосрочная остановка, но при условиях отсутствия запрещающих знаков и наличия прерывистой, а не сплошной линии. При этом совершаемый манёвр не должен препятствовать автобусам и троллейбусам, двигающимся по маршруту.
Обратите внимание, что сплошная линия, отделяющая спецполосу от оставшейся проезжей части, свидетельствует о запрете на выезд. Аналогичная ситуация с полосой, которая обозначена соответствующим знаком, но не имеет разметки.2. При выезде на главную дорогу со двора или повороте направо.
Шофёр имеет право выехать на автобусную полосу со двора дома и при необходимости повернуть направо на следующем перекрёстке. Для совершения второго манёвра следует заблаговременно перестроиться. В противном случае шофёру придётся заплатить штраф из-за неправильно выполняемого поворота, создающего опасность для движения общественного автотранспорта.
3. При наличии специальных знаков.
На некоторых дорогах разрешается выезд на специальные полосы по выходным дням или в ночное время. Об этом водителя личного авто будет предупреждать дополнительный дорожный знак (указатель).
4. В случае серьёзной аварии .
Водителям личных транспортных средств разрешается выезжать на полосу для движения общественного транспорта, если движение по остальной проезжей части (в необходимом направлении) «парализовано» из-за серьёзного дорожно-транспортного происшествия, участниками которого стало сразу несколько автомобилей.
Однако есть одно но. Система видеофиксации всё равно заметит нарушение. Поэтому сфотографируйте место ДТП с указанием даты и времени (при отсутствии видеорегистратора), чтобы обжаловать пришедшее «письмо счастья».Нет, не является. Насколько медленно не двигался бы общий поток, водителю легкового автомобиля запрещается объезжать пробку по выделенной полосе. Дело в том, что образовавшийся затор не считается препятствием для дорожного движения (в юридическом смысле), поэтому нарушителю ПДД грозит штраф.
Этот запрет не распространяется на автомобили службы спасения, скорой помощи и другой спецтранспорт.Да, разрешается. Главное условие – наличие соответствующей раскраски, фирменных «шашечек», светового сигнала на крыше и таксометра в салоне. Обычные легковые автомобили без опознавательных знаков и соответствующих разрешений, но выполняющие функции такси, не могут безнаказанно ездить по автобусным полосам.
Ещё одна отличительная особенность такси, которым разрешается проезжать по выделенным спецполосам, — номерные знаки жёлтого цвета, соответствующие государственному стандарту. Это сделано, чтобы сотрудники ГИБДД быстро определяли нарушителей.Согласно ст. 12.17 КоАП, за нарушение, связанное с выездом на полосу для автобусов и прочего общественного транспорта, размер денежного взыскания составляет 1,5 тыс. рублей. Для жителей Москвы и Петербурга штраф увеличен в 2 раза (до 3000 рублей).
Следует различать и спецполосу прямого и встречного движения для общественного автотранспорта. При выезде на «встречку» нарушителю придётся расстаться с 5 тыс. рублей (при фиксации камерой), а в случае повторного игнорирования правил ПДД – лишиться прав на 1 год.