Главная Новости

Система охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 ZMZ PRO на Уаз

Опубликовано: 12.05.2018

Система охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на грузовых автомобилях Уаз Профи жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости в системе. 

Система охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на Уаз Профи, состав, устройство, принцип работы, водяной насос и его привод, термостат, опора вентилятора.

В целом, система охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на грузовых автомобилях Уаз Профи состоит из:

— Рубашек охлаждения блока цилиндров и головки блока цилиндров.

— Водяного насоса.

— Термостата.

— Сливного краника или пробки.

Вентилятор системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 и шкив привода вентилятора установлены на опоре вентилятора. Она объединена с передней крышкой головки блока цилиндров.

Схема системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на Уаз Профи.

Заправочный объем системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) составляет 3,5 литра. Без учета заправочного объема радиатора, отопителя салона, расширительного бачка и соединительных шлангов. Для заливки в систему охлаждения двигателя нужно использовать рекомендуемые охлаждающие жидкости приведенные ниже.

Температурный диапазон применения выше минус 40 градусов.

Основные охлаждающие жидкости — ОЖ-40 «Лена» ТУ 113-07-02, ОЖ-40 «Тосол-ТС» ТУ 2422-006-36732629.

Дублирующие охлаждающие жидкости — Тосол-А40М ТУ 6-57-95, «Термосол» А-40 ТУ 301-02-141.

Температурный диапазон применения выше минус 65 градусов.

Основные охлаждающие жидкости — ОЖ-65 «Лена» ТУ 113-07-02, ОЖ-65 «Тосол-ТС» ТУ 2422-006-36732629.

Дублирующие охлаждающие жидкости — А65М ТУ 6-57-95, «Термосол» А-65 ТУ 301-02-141.

Принцип работы системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на Уаз Профи.

Циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 создается центробежным водяным насосом, приводимым от коленчатого вала. Насос подает жидкость в рубашку охлаждения блока цилиндров. Оттуда жидкость поступает в рубашку головки блока цилиндров и в термостат. Термостат автоматически регулирует подачу охлаждающей жидкости в радиатор в зависимости от ее температуры.

Через штуцер из корпуса термостата в расширительный бачок отводится воздух при заполнении системы и возникающий в системе охлаждения пар. Слив охлаждающей жидкости из двигателя осуществляется через пробку расположенную на левой стороне блока цилиндров.

Оптимальный температурный режим охлаждающей жидкости в системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.

Оптимальный температурный режим охлаждающей жидкости с точки зрения минимума износов и расхода топлива лежит в пределах плюс 80-100 градусов. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически.

Контроль температурного режима двигателя осуществляется по указателю температуры и сигнализатору перегрева (контрольная лампа). Они находятся в составе комбинации приборов автомобиля. Указатель температуры охлаждающей жидкости управляется сигналом, формируемым блоком управления на основании информации от датчика температуры размещенного в корпусе термостата.

Водяной насос системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.

Водяной насос центробежного типа. Установлен на крышке цепи. Подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров. Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотнением. Оно запрессовывается в корпус водяного насоса и напрессовывается на валик подшипника.

Проникающая через уплотнение охлаждающая жидкость не попадает в подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость закрытую заглушкой. Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двигателя постепенно испаряется через контрольные отверстия. В эксплуатации необходимо, для предотвращения преждевременного выхода подшипника водяного насоса из строя, очищать эти отверстия от загрязнения.

Размеры и зазоры сопрягаемых деталей водяного насоса системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.

Наличие постоянной течи из контрольного отверстия дренажной полости говорит о потере герметичности уплотнения и необходимости ремонта или замены водяного насоса. Подшипник насоса удерживается от перемещения в корпусе водяного насоса фиксатором. Он завернут до упора и закернен. Подшипник с двумя защитными уплотнениями заполнен смазкой на предприятии-изготовителе. В процессе эксплуатации добавления смазки не требуется.

На валик подшипника напрессованы стальная штампованная крыльчатка и ступица, к которой крепится тремя болтами изготовленный из пресс-материала дозирующегося стекловолокнита шкив привода насоса.

Привод водяного насоса и вентилятора системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.

Привод водяного насоса и генератора производится поликлиновым ремнем 6PK1275 от шкива коленчатого вала. Передаточное число привода водяного насоса – 1,15. Натяжение ремня и демпфирование возникающих в приводе колебаний обеспечивается автоматическим механизмом натяжения. В процессе эксплуатации автоматический механизм натяжения не требует обслуживания и регулировки.

Привод вентилятора и насоса ГУР на двигателях без компрессора кондиционера производится от коленчатого вала дополнительным поликлиновым ремнем. Натяжение ремня осуществляется изменением положения насоса ГУР.

Привод вентилятора и насоса ГУР на двигателях с компрессором кондиционера производится совместно с приводом водяного насоса, генератора и компрессора кондиционера одним ремнем от коленчатого вала. Натяжение ремня осуществляется автоматическим механизмом натяжения. Компрессор кондиционера и генератор устанавливаются на чугунный кронштейн агрегатов, закрепленный на двигателе.

Термостат системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.

Термостат с твердым наполнителем, двухклапанный, с автоматическим дренажным клапаном.  Расположен в алюминиевом корпусе, установленном на выходном отверстии рубашки охлаждения головки блока цилиндров. И соединен шлангами с водяным насосом, радиатором и расширительным бачком.

Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе. Отключая и включая циркуляцию жидкости по большому кругу через радиатор. На холодном двигателе основной клапан термостата закрыт и вся охлаждающая жидкость циркулирует через открытый перепускной клапан термостата в водяной насос по малому кругу, минуя радиатор.

Схема работы термостата системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.

Во время прогрева двигателя и подъеме температуры охлаждающей жидкости до плюс 80-84 градуса, основной клапан термостата начинает открываться, а перепускной — закрываться. При этом часть охлаждающей жидкости начинает циркулировать по большому кругу через радиатор охлаждения.

При температуре плюс плюс 95-99 градусов основной клапан открыт полностью на величину не мене 8,5 мм. Перепускной клапан при этом закрыт и вся охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор по большому кругу.

Во фланце термостата выполнено отверстие с автоматическим дренажным клапаном. Отверстие служит для выхода воздуха при заправке системы охлаждения. При работе двигателя водяной насос создает давление жидкости, под действием которого шарик клапана поднимается и закрывает отверстие, препятствуя утечке жидкости в радиатор.

Герметичность соединения крышки термостата с корпусом обеспечивается резиновой прокладкой П-образного профиля, устанавливаемой на опорный фланец термостата. Термостат в корпус должен быть установлен таким образом, чтобы выступ на стойке термостата зашел в паз корпуса. Это обеспечивает наименьшее сопротивление потоку охлаждающей жидкости.

Запрещается эксплуатация двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 без термостата. Это приведет в летнее время к перегреву двигателя, а зимой — к долгому прогреву и работе двигателя на пониженном температурном режиме. Поддержание термостатом рабочего температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы.

Опора вентилятора системы охлаждения двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.

Опора вентилятора объединена с передней крышкой головки блока цилиндров. В передней крышке головки блока цилиндров, отлитой из алюминиевого сплава, установлен на анаэробном герметике комбинированный специальный подшипник с двухсторонним уплотнением. На его валик напрессована ступица крепления шкива вентилятора. Подшипник заполнен смазкой на заводе-изготовителе. В процессе эксплуатации добавления смазки не требуется.

Со стороны головки блока цилиндров подшипник закрыт крышкой установленной на анаэробном герметике. Передний конец ступицы имеет левую резьбу для установки вязкостной муфты с вентилятором. Конструкция передней крышки головки блока цилиндров с опорой вентилятора не разборная, при выходе из строя подшипника следует заменить узел в сборе.

Похожие Статьи :
Рекомендации по покупке авто
рунета
Автомобильные чехлы по индивидуальному заказу
rss