Меню сайта
Реклама
Топ новостей
Свеча накаливания в дизельном двигателе: свечи зажигания
2100 Просмотров Практически каждый водитель знает, что в дизельном моторе нет системы зажигания как в бензиновом двигателе внутреннего сгорания. Тогда встает вопрос о том, как же запускается дизельный

Система зажигания двигателей
Воспламенение горючей смеси в карбюраторных двигателях производится электрической искрой, проходящей между электродами свечей зажигания (рис. 12.11), на которые подается высокое напряжение. В современных

Mitsubishi Lancer Evolution IX 2006 г. в. Установка турбины, распредвала, системы зажигания
Первый замер. Стандартный комплект Максимальная мощность 358 л. с. Максимальный крутящий момент 288,9 lb ft Температура 24,3 °С [+] Из популярности и постоянно растущего присутствия на улицах и спортивных

Как самому проверить свечи зажигания – основные способы
В бензиновых двигателях процесс сгорания топливо-воздушной смеси в камере во многом определяется параметрами искрового разряда на электродах свечи зажигания. Искра отвечает за инициализацию и развитие

Раннее или позднее зажигание - как определить?
Работоспособность любого автомобиля зависит от корректности и эффективности работы всех его механизмов. Система зажигания является одним из важнейших узлов. Владельцы отечественных машин часто сталкиваются

Проверка свечей зажигания
Свечи зажигания – это специальное устройство, которое предназначено для быстрого воспламенения горючей смеси внутри камеры сгорания. Широкое применение свечи зажигания нашли в ДВС. Поджог смеси осуществляется

Причины нагара на свечах зажигания. С чем связано образование черного, красного и белого нагара на свечах?
Свечи зажигания устанавливаются в автомобиле для выполнения двух функций – воспламенения рабочей смеси в камере сгорания и отвода лишнего тепла после детонации. Их грамотная работа серьезно влияет на

Как определить угол опережения зажигания: можно ли определить и установить УОЗ
Как можно определить начальный угол опережения зажигания Опережение зажигания – довольно важный момент, от которого напрямую зависит работа двигателя карбюраторного и инжекторного двигателя, функционирующего

Смазка для свечей зажигания. Смазка для монтажа форсунок, свечей зажигания и накаливания МС 1650
Керамическая смазка для свечей зажигания От корректной работы свечей зажигания зависит работа двигателя автомобиля. Не напрасно свечи зажигания рекомендуется менять каждые 20 - 30 тысяч километров, потому,

Схема зажигания газ 53. Общая схема электрооборудования автомобиля
Схема ГАЗ-53    Принципиальная схема проводки и подключения оборудования - фар, АКБ, сигналов, грузового автомобиля ГАЗ-53. Для увеличения - кликните на схему. Предоставленная информация будет

Реклама
 
 

Раскладной веломобиль

Опубликовано: 05.09.2018

Мини-веломобиль, о котором пойдёт речь, родился в казанской мастерской Эдуарда Стовбунского — конструктора веломобилей и большого любителя путешествий на них. Эдуард — участник фестивалей-смотров веломобилей «Золотое кольцо», проводившихся Московским клубом энтузиастов биотранспорта (КЭБ) еще двадцать лет назад. С тех пор он на разных моделях с мускульным приводом, созданных им самим, проехал по российским и зарубежным дорогам путь, почти что равный экватору Земли. Этот — самый «младший» веломобиль он разработал в содружестве с выпускником казанского авиационного института (КАИ) Денисом Силантьевым. Вместе они изготовили два опытных образца и… принесли их прямо за плечами в Тушино на фестиваль «Велоэкзотика-2006» ведь «Денди» (или «ДЕН&ЭДи» — от начальных букв имён авторов), весящий всего 19 кг, легко складывается до размеров 420x470x850 мм и переносится как рюкзак.

Кроме удивительной компактности, у веломобиля есть ещё одна «изюминка» — оригинальная подвеска задних опорных колёс. В качестве упругих элементов в ней использованы резиновые кольца, вырезанные из старых автомобильных камер. А их количеством можно регулировать «мягкость» подвески.

Мне довелось проехать на «Денди» в том пробеге добрые две сотни километров и испытать огромное удовольствие от путешествия на этом минивеломобиле!

К тест-туру Московского клуба энтузиастов биотранспорта «Золотое кольцо -2007» уже была готова небольшая серия веломобилей, получивших название «Денди-турист». Теперь каждый из этих мини-веломобилей мог нести и небольшой (до 20 кг) груз: палатку, туристское снаряжение, продукты.

Конечно, «Денди» предназначен в основном для дорог с хорошим покрытием колёса небольшого диаметра диктуют свои условия. Но в путешествиях выходного дня на этом мини-веломобиле можно проехать не один десяток километров и по лесным дорожкам. Он всегда может быть с собой: в автомобиле, автобусе, электричке.

Мини-веломобиль» «Дендн-турнст»:

1 — передний узел (на виде сверху крыло условно но показано); 2 — задний узел; 3 — сиденье

Передний узел в сборе:

1 — шатун (2 шт.); 2 — щиток блока ведущих звёздочек; 3 — блок ведущих звездочек (z = 28, z2 = 38, z3=48); 4 — цепь первой ступени (t=12,7); 5 — переключатель передач; 6 — кожух цепи (полиэтиленовая трубка); 7 — успокоитель цепи; 8 — крыло (пластик); 9 — переднее ведущее управляемое колесо (усиленное 16 синцами, Ø305); 10 — трос тормоза; 11 — рычаг ручного тормоза, 12 — руль (велосипедный); 13 — манетка переключения передач; 14 — трос переключения передач; 15 — промежуточный вал со звёздочками z=18 и z=30; 16 — натяжитель цепи; 17 — кронштейн натяжителя цепи (сталь, лист s2 с отбортовкой); 18 — цепь второй ступени; 19 — втулка колеса с приводной (ведомой) звёздочкой z=19; 20 — клещевой тормоз; 21 — стойка крыла

Передняя полурама:

1 — втулка каретки (труба Ø43×3); 2 — подшипник 60104 (2 шт.); 3 — вынос каретки (труба Ø5Ох25х1,5); 4 — дуга (труба Ø20х1,5, 2 шт.); 5 — опора (труба 50х25х1:5); 6 — стакан шарнирного узла; 7 — клемма (велосипедная); 8 — ложемент установки и крепления руля (стальной лист s2); 9 — руль (велосипедный); 10 — тулка промежуточного вала (труба Ø20×1,5); 11 —  щека (сталь, s3, 2 шт.); 12 —  кронштейн крепления переключателя передач (сталь, лист s3); 13 — успокоитель цепи (сталь, лист s2); 14 —  переднее колесо («обстановка»)

В основе конструкции «Денди» — трёхколёсная схема с «ломающейся» рамой. Переднее колесо ведущее, задние — опорные. «Ломающаяся» же рама — это две шарнирно-сочленённые полурамы: передняя и задняя. За счёт её перелома производится управление веломобилем Материал рамы — стальные тонкостенные (1,5 мм) трубы: прямоугольные сечением 50×25 мм и круглые — диаметром от 22 до 30 мм. Все элементы полурам соединены электросваркой.

Веломобиль состоит из двух основных узлов: передней полурамы с рулём, приводом и ведущим колесом; задней полурамы с опорными колёсами и их подвесками и сиденьем, Сиденье же можно выделить и в отдельный узел, поскольку оно съёмное и складное.

Передняя полурама — поворотная, конструктивно объединённая с приводом веломобиля и рулём. Состоит она из двух дуг, выноса и опоры. К одной из дуг приварены кронштейн-втулка для оси промежуточного вала (проставки) со звёздочками и успокоитель ведущей цепи.

К переднему концу выноса приварен корпус каретки, в котором на двух радиальных подшипниках 104-й серии монтируется пап каретки со стандартными шатунами К нему (выносу) приварен кронштейн для переключателя скоростей и крепится опора грязевого щитка ведущего колоса. Само колесо монтируется в двух щеках, приваренных снизу к дугам.

К заднему горцу передней полурамы приварены клемма и ложемент, фиксирующие руль. Нa руле справа установлена манетка переключения передач, а слева — ручка клещевого тормоза, сжимающего при действии обод переднего колеса.

Привод «Денди» цепной, двухступенчатый Шаг цепи — 12,7 мм. Все колёса — диаметром 12 дюймов (305 мм) собраны на обычных втулках типа «Торпедо», из которых удалены тормозные барабаны. Только переднее колесо усилено дополнительными 16 спицами. На правом шатуне с плечом 170 мм имеется три ведущие звёздочки с числом зубьев 28, 38 и 48. Они и обеспечивают изменение передаточного отношения. Механизм переключения передач — от велосипеда харьковского завода. Только он разделён на две части: натяжитель остался вблизи ведущего колеса на цели первой ступени и установлен на кронштейне, а переключатель закреплён на выносе около каретки.

Узел промежуточного вала с парой звёздочек и натяжитель цепи:

1 — дуга рамы; 2 — втулка; 3 — болт; 4 — накладка; 5 — прижимная втулка внутренней обоймы подшипника; 6 — малая звёздочка; 7 — проставка-вал; 8 — большая звёздочка; 9 — полтинник; 10 — гайка; 11 — фланец; 12 — щёчка (2 шт.); 13 — звёздочка натяжителя; 14 — втулка натяжителя; 15 — пружина; 16 — эксцентриковый вал; 17 — винт; 18 — кронштейн натяжителя цепи

Задняя полурама:

1 — хребет (стальная труба прямоугольного сечения размером 50x25x1,5): 2 — стойка колонки (велосипедная); 3 — ось маятников подписки (труба Ø27×3); 4 — втулка упругого элемента (труба Ø30х1, 2 шт.); 5 — держатель упругих элементов (труба Ø22×2): 6 — втулка (сталь труба 30); 7 — гайка М20

Задняя полурама с подвеской колёс:

1 — хребет; 2 — стойки шарнирного узла; 3 — маятник; 4 — упругий элемент

Маятник:

1 — корпус (стальная труба 50x25x1,5, 2 шт.); 2 — стакан для установки маятника на ось (велосипедный); 3 — втулка для монтажа в маятнике штанги заднего колеса; 4 — гайка М8 для фиксирующего винта штанги; 5 — фиксатор штанги (винт М8); 6 — палец навески упругого элемента (труба 18×1,5, 2 шт.); 7 — заглушка (сталь, лист s2, 2 шт.)

Заднее колесо со штангой и крылом:

1 — крыло; 2 — заднее колесо; 3 — втулка заднего колеса; 4 — кронштейн крепления стойки крыла; 5 — ось: 6 —штанга; 7 — стойка крыла; 8 — хомут крепления крыла

Повышающие обороты две звёздочки (z = 18 и 30) смонтированы на промежуточном валу в форме проставки, которая через радиально-упорный шарикоподшипник 136104 посажена на трубчатую ось. Внутренняя обойма подшипника зажата шайбой и гайкой болта крепления кронштейна натяжителя цепи, а наружная — самими звёздочками. Рабочая ветвь цепи пропущена через успокоитель и сквозь защитную пластиковую трубку, закреплённую в нём.

Узел соединения передней и задней полурам аналогичен рулевой колонке передней вилки обычного велосипеда и состоит из тех же деталей. Отличается только укороченными стаканом (вварен в опору передней полурамы) и стойкой (ввёрнута в приваренную тайку М20 хребта задней полурамы).

Основа задней полурамы — трубчатый хребет. Он сварен из ірубьі прямоугольного сечения размерами 50х25х 1.5 мм и состоит из трёх частей: передней наклонной, средней основной и задней вспомогательной. Между двумя последними частями вварена ось маятников подвески. Спереди хребет закрыт заглушкой, а сзади к торцу приварен трубчатый держатель упругих элементов.

На хребте через две независимые маятниковые подвески с упругими элементами монтируются штанги с опорными колёсами.

В корпусе каждого маятника, выполненною из такой же трубы, что и хребет, для его монтажа на полураме имеется стакан, а для кропления штанги опорного колеса в гулка и ещё палец для взаимодействия с упругим элементом.

Узел подвески маятника на раме такой же, как и узел сочленения обеих полурам. Для фиксации внутреннего шарикового конуса на ось маятника одевается с зазором распорная втулка. На эту же втулку и держатель натягивается упругий элемент, в виде набора резиновых колец шириной 40 мм, вырезанных из старых автомобильных камер. Палец маятника заводится под нижнюю ветвь и обхватывается снизу одним внешним кольцом, чтобы ограничить свободный ход подвески.

Штанга — труба диаметром 26 мм и длиной 204 мм, в которой установлена ось колеса с приваренной к ней опорой держателя заднего крыла. Ось запрессована в трубчатую штангу и дополнительно зафиксирована винтом. Втулка колеса смонтирована на оси через внутренний подшипник № 60203 (40x17x12 мм) и стакан на внешнем подшипнике №60101 (28x12x8 мм).

Конец штанги колеса вставляется во втулку маятника и фиксируется в нём стопорным винтом, который вворачивается в приваренную к кожуху гайку и вводится одновременно в отверстия во втулке и штанге.

Сиденье — наиболее простая и в то же время тоже довольно оригинальная часть веломобиля. Дуга его спинки, упор и ограничитель упора образуют треугольник, опирающийся на раму. Поскольку одна из сторон этого треугольника (ограничитель упора) всегда работает только на растяжение, конструкторы изготовили его из лёгкой, по прочной синтетической ленты. Такое техническое решение позволяет складывать сиденье одним движением руки!

Основание сиденья выполнено из двух отрезков 2-мм дюралюминиевой полосы, скреплённых накладками с помощью заклёпок. Оно смонтировано на хребте задней полурамы посредством фигурной скобы и имеет возможность сдвигаться. Сквозь отверстия диаметром 16 мм в щеках скобы пропущена ось, соединённая с основанием сиденья двумя хомутами. На этой же оси размещаются две пары распорных втулок.

Узел заднего колеса :

1 — штата (дюралюминиевая труба Ø26×5, L=204), 2 — ось (сталь, круг 20); 3 — кронштейн; 4 — стойка крыла; 5 — подшипник 60203; 6 —втулка колеса со спицами; 7 — подшипник 60101; 8 — стакан (алюминий, круг 40); 9 — крепление прижимной шайбы; 10 — пробка(резина); 11 — прижимная шайба внутреннего кольца подшипника (сталь, sЗ); 12 — фиксатор оси (винт М5 с потайной головкой)

Шарнирно-поворотный (стыковочный) узел полурам:

1 — передняя полурама; 2 — задняя полурама (хребет); 3 — стойка шарнира (стойка задней полурамы); 4 — конус; 5 — шарики (2 обоймы); 6 — конус втулки (2 шт.); 7 — втулка; 8 — гайка-конус

Комплект деталей сиденья:

1 — дуга спинки (дюралюминиевая труба Ø19×1,5); 2 — упор спинки (дюралюминиевая труба Ø19х1,5); 3 — штанга (дюралюминиевая труба Ø22х 1,5); 4 — плетёнка; 5 — липучая лента; 6 — крепление дуги и штанг к оси (винт М4 с фигурной шайбой); 7 — кронштейн (2 шт., сталь, лист s2); 8 — ось (труба Ø18×1); 9 — основание сиденья (дюралюминий, лист s1,5); 10 — короткая распорная втулка (труба Ø22х 1,5,2 шт.); 11 — сиденье (поролон); 12  — длинная распорная втулка (труба Ø 22х1,5, 2 шт.); 13 — скоба (сталь, лист s3); 14 — подкладная пластина (дюралюминий, лист s4): 15 — ограничитель упора; 16 — спинка (поролон)

За спиной турита веломобиль в сложенном виде

Узел крепления сиденья к раме

На торцах оси с помощью болтов и фигурных шайб закреплены штанги, внутрь которых введены концы дуги спинки сиденья. На дугу натянута «плетёнка» из сшитых синтетических лент. По оси спинки к «плетенке» пришита, а к основанию сиденья приклеена «липучка» для крепления подушек. Сами подушки изготовлены из листового поролона (для основания) и «пенки» — коврика для туристов (для спинки). Обе упакованы в чехлы из искусственной кожи, на которые тоже нашиты ленты-«липучки». Их сцепления вполне достаточно для удержания подушек в удобном положении

Сиденье регулируемое. Его можно передвигать вдоль рамы: достаточно ослабить стопорный винт, а вместе с ним и пластину-упор. Высота спинки тоже изменяется: дуга фиксируется в штангах с помощью винтов в нескольких положениях. А наклон спинки устанавливается изменением длины ограничителя упора.

У веломобиля «Денди» очень простое, по удачное цветовое сочетание: задняя часть рамы, включая элементы подвески, покрашена порошковой эмалью чёрного цвета, а привод и детали сиденья — серебристым «металликом». Маленький штрих — во все открытые торцы труб рамы и привода вставлены пластиковые декоративные заглушки.

Для складывания веломобиля «Денди» достаточно ослабить стопорные болты штанг опорных колос, освободить от наружных резиновых колец подвески пальцы маятников и утопить штанги в маятники. После этого надо повернуть заднюю часть рамы на 180 градусов — и веломобиль можно убирать в рюкзак!

К новым «Тест-турам» самодеятельные конструкторы хотят улучшить проходимость «Денди» за счёт применения увеличенных колёс. Вот только удастся ли сохранить в этом случае уникальную компактность веломобиля?

автор: В. УЛЬЯНОВСКИЙ

Рекомендации по покупке авто
рунета
Автомобильные чехлы по индивидуальному заказу
rss